Находка в 30-е годы

   18 августа 1930 г. принимается постановление СНК РСФСР «О мероприятиях по проведению спецколонизации в Северных и Сибирских краях и Уральской области».
   В 1931-м г. по постановлению ЦК ВКП(б) создаётся организация «Дальстрой», призванная обеспечить грузами районы Колымы и Крайнего Севера, где к этому времени были разведаны богатейшие запасы золота.
   19 апреля 1932 года Совет труда и обороны СССР принимает решение о первоочередном строительстве железнодорожных веток Владивосток - Шкотово, Шкотово - Сучан (Партизанск), Сучан - бухта Находка .
   До 1932 г. Находка входила в состав Сучанского района, а с 1932-го - Будёновского, с центром в селе Владимиро-Александровское. В посёлке в то время насчитывалось около 50 дворов, располагавшихся на возвышенности в районе нынешней Центральной площади. Жители посёлка занимались в основном индивидуальным подсобным хозяйством. Единственная улица Деловая спускалась к устью реки Каменки, переходила в грунтовую дорогу, ведущую к Сучанскому руднику. С противоположной стороны улица упиралась в скалу в том месте, где в настоящее время располагается здание управления Находкинского морского торгового порта. Берег представлял собой, по сути, деловой центр. Напротив обычно становился на якорь грузопассажирский рейсовый пароход, прибывших людей и грузы доставляли на кунгасах, шаландах, а порой и просто вёсельными лодками. В начале 30-х годов всё побережье было разбито на участки для ловли рыбы ставными неводами. Номера участков до сих пор в ходу у горожан: 1-й, 2-й...105-й. Они настолько прижились в обиходе, что стали чуть ли не географическими понятиями. В 1936 г. к бухте была проложена железная дорога с конечной железнодорожной станцией Лацис (ныне - станция Находка). Станция Лацис была принята в окончательную эксплуатацию в 1941 году.
   Хасанские события 1938 года, когда японские милитаристы попытались проверить боеспособность Красной Армии и надёжность защиты государственных рубежей, лишь ускорили осуществление принимаемых мер.
   25 февраля 1932 года Реввоенсовет страны утверждает план формирования Морских Сил на Дальнем Востоке. В этом же году формируется Сучанский сектор Приморского укрепрайона. С 1934 г. начинается строительство дотов «Находка», «Парус» и двух ОРПК - на побережье бухты Находка и в районе горы Сестра. В рамках программы формирования Военно-Морских Сил Дальнего Востока в бухте Находка с декабря 1934 г. до середины 60-х дислоцировалась 5-я морская бригада подводных лодок (на этом месте в настоящее время построено здание жестянобаночной фабрики), которой много лет командовал Герой Советского Союза, контрадмирал Г.Н. Холостяков. Именно руками военных были возведены для нужд комсостава жилой посёлок на мысе Астафьева, первые дома по ул. Макарова. В 1939 г. приказом Наркома обороны Сучанский сектор становится самостоятельным укрепрайоном залива Америка с непосредственным подчинением военно-морскому ведомству. А в 1940 году преобразован в Сучанский сектор береговой обороны главной военно-морской базы Тихоокеанского флота.
   После событий 1939 г, на реке Халхин-Гол принимаются дополнительные меры по усилению обороны заливов Америка (Восток) и Посьет. Советское правительство понимает, что заключённый между Германией и Японией договор делает возможным участие в надвигающейся войне японских вооружённых сил. Было вполне очевидно, что в случае возникновения военных действий на Тихоокеанском побережье бухта Золотой Рог может превратиться в кладбище военных кораблей и тогда Советский Союз останется без надёжной, оборудованной гавани в южной части Дальнего Востока.
   Крёстным отцом будущего города по праву можно считать секретаря ЦК ВКП(б) А.А. Жданова, курирующего в главном партийном штабе страны вопросы транспорта. Прибыв 10 апреля 1938 г. в бухту на миноносце «Войков», он внимательно осмотрел побережье, которое произвело самое благоприятное впечатление. (Существовал резервный вариант - бухта Ольга). На совещании по итогам посещения было сказано: «На этом месте будет прекрасный город-порт. Порт без города невозможен. Ведь только в портах будут работать тысячи людей; к тому же судоремонтные заводы вступят в строй. Всех людей в посёлке не разместить». Вернувшись в Москву, секретарь ЦК ВКП(б) Жданов доложил И.В. Сталину, что «Находка является истинной находкой в Приморском крае». В конце апреля 1939 г. в бухте Находка побывала нарком рыбной промышленности страны П.С. Жемчужная, изучавшая возможность возведения крупного рыбного порта.
   7 октября 1939 года принимается постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «0 переносе Владивостокского торгового и рыбных портов в бухту Находка» . И уже к концу года «СоюзморНИИпроектом», в основном, закончено проектирование первой очереди строительства будущего Находкинского морского торгового порта. Из краевого центра были переведены предприятия Наркомфлота, Наркомрыбфлота и главный подрядчик-трест «Дальстрой» НКВД, который и учредил «Стройку № 213». Долгое время было не принято упоминать, что основной рабочей силой номерных строительных подразделений являлись заключённые. Стоит подчеркнуть, что «Дальстрой» с первых дней своего существования не входил ни в какие наркоматы, занимал особое положение и подчинялся непосредственно карательным органам ОГПУ (с 1934 г. - НКВД). История СВИТЛАГа (Северо-восточные исправительные лагеря государственного управления строительства Дальневосточного севера НКВД СССР) начинается с мая 1941 года, когда из Владивостока переводится первый лагерь заключённых. Всего в районе озера Солёного существовало четыре обособленных лагерных формирования: Верхняя Транзитка, Нижняя Транзитка, лагерь общего режима, женский лагерь. По постановлению Будёновского районного Совета для размещения лагерей был выделен земельный участок площадью 1 885 гектаров. Учитывая, что навигация на север длилась не более 4-5 месяцев, а эшелоны с заключёнными шли круглогодично, в отдельные периоды в лагерях скапливалось до ста тысяч человек. Самым большим лагерем на берегах бухты Находка в 1937-1938 гг. являлся лагерь Дальгосрыбтреста, где находилось около 70 тыс. заключённых, которые использовались при возведении пирсов и причалов. С 1937 г. по 1941 г. на острове Лисьем существовал женский лагерь с названием филиал рыбозавода «Тафуин», в котором находилось от 200 до 250 человек, занимающихся засолкой рыбы.
   После выхода постановления в Госплан СССР было представлено новое проектное решение (согласно ранним проектным изысканиям строительство порта предусматривалось в устье реки Сучан) - строительство портовых сооружений в районе бухты Находка. Территория и акватория распределялись между основными ведомствами-наркоматами: Морфлота, внутренних дел и рыбной промышленности. В соответствии с доработанным институтом «Центрморпроект» заданием проект был утверждён в январе 1941 года. Возведение гидротехнических сооружений, образование территории и акватории поручалось организациям НКВД, а промышленные предприятия, склады, административные здания, жилые дома, отраслевые ведомства обязывалось возводить собственными силам. Порту отводилась территория от бухты Ци-Це-Вай (район морского вокзала, вокруг мыса Опасного до мыса Шефнера). Вторая очередь - в районах мыса Шефнера, мыса Астафьева, бухты Чадауджа.