Железная дорога

   Успешное освоение берегов бухты Находка было невозможно без железной дороги. Ещё в 1890 году командир Тихоокеанской эскадры вице-адмирал П. Назимов доносил: «...зашёл в бухту Находка, чтобы принять сучанский уголь, приготовленный по моей просьбе для всестороннего испытания. Результаты оказались настолько удовлетворительными, что, по моему мнению, уголь этот может удовлетворять все нужды. Необходимо устроить железнодорожный путь от копей до бухты Находка».    Спустя почти полвека это пожелание стало воплощаться в жизнь. Совет труда и обороны поручает в 1932 году Наркомату путей сообщения построить ряд железнодорожных веток, в том числе и ветку Сучан-Находка. В выписке из протокола от 28 октября 1933 года под грифом «Совершенно секретно» говорится: «...пункт 5. Предложить т. Татаринцеву проект линии Угольная-Сучан-Находка разработать до бухты Находка, как конечного пункта этой линии». П. Татаринцев в то время был начальником Дальневосточной экспедиции технических изысканий железных дорог.
   В неимоверно трудных условиях сложного рельефа, при сжатых сроках строительства и нехватке квалифицированных специалистов одновременно велись изыскательские, проектные и строительные работы. Немало усилий вложил в изыскания С. Душкин, а в строительство - красноармейцы 73 батальона железнодорожных войск под командованием Л. Ремнева, учебного взвода 8 горно-стрелкового полка Сучанского укреп-района, руководимого Е. Тхор.
   В 1935 году по железнодорожной ветке от станции Гамарник (Сучан) до станции Лацис (Находка) пошёл первый грузовой поезд, состоявший из пустых вагонов и платформ, он останавливался на всех станциях, принимая взрослых и детей с плакатами и флагами. Пассажиры ехали в Находку на праздник Первомай. А спустя несколько месяцев, уже 1936 году, железная дорога была принята в эксплуатацию. Названия станций Гамарник и Лацис продержались до 1937 года. Ян Борисович Гамарник (1894-1937 гг.) - советский государственный деятель, армейский комиссар первого ранга, член ВКПб, член ВЦИК СССР, и Ян Фридрихович Лацис (1888-1938 гг.) - советский партийный работник, начальник ВЧК Петрограда, командир корпуса железнодорожных войск, стали жертвами сталинских репрессий.
   Новый старт развитию железной дороги дало заседание Политбюро 27 апреля 1939 года, когда в Кремле зашёл разговор о результатах поездки на дальний Восток и в Находку секретаря ЦК ВКП (б) Андрея Жданова. Но помешала война, после которой дорогу начали пробивать меж сопок всё дальше и дальше вдоль бухты Находка, давая тем самым возможность для появления береговых предприятий. Ну а всем знакомая станция Тихоокеанская в деревянном обличий появилась в 1953 году. На её перрон сходили пополняющие население молодого города рыбаки и моряки, завербованные на Курилы, Сахалин и Камчатку.
                                    
                                 Прибытие первого электропоезда на станцию Тихоокеанская, 1969 г.