Проектно-изыскательские работы в районе бухты Находка и бухты Врангеля

   В начале XX века, а точнее с 1912 по 1917 год, Управление портовых изысканий на Тихом океане (УПИТО), созданное при отделе портов Министерства торговли и промышленности, проводит плановые работы - портовые изыскания в пунктах Дальнего Востока, в том числе и в заливе Америка с бухтами Находка и Врангель. Спустя почти десятилетие, в 1926 году, во Владивостоке восстанавливается УПИТО, но уже при отделе портов Наркомата путей сообщения.
   А уже через год укомплектованное высококвалифицированными специалистами, преимущественно инженерами путей сообщения, выполнило не только изыскательские работы, но и предложило проекты по перспективному развитию портового хозяйства Дальнего Востока.
   В 1931 году в Находку была направлена экспедиция, руководил которой инженер путей сообщения А. Петреченко. Его заместитель гидротехник Н. Баландин в своих воспоминаниях писал: «Снаряжение из Владивостока к месту работы доставила экспедиционная шхуна «Красный якут», так как рейсовые пароходы «Желябов» и «Вьюга» из-за своей малой грузоподъёмности отказались от нашего груза. Лагерь экспедиция разбила у входа в бухту Находка, на месте существующего управления торгового порта».
   В те времена берега бухты, кроме её южной части, были скалистые, обрывистые, густо поросшие лесом. Удобные выходы к морю с небольшими песчано-галечными пляжами были у мысов Шефнера и Линдгольма, в долине речки Цицевай (ныне район ул. Ленинской и морвокзала), где вход в бухту преграждался косой. В остальных местах пройти вдоль берега можно было по каменистым россыпям, да и то во время отлива. Сообщения между дер. Американка, пос. Находка, хутором Русский и другими осуществлялись либо по воде, либо по тропам.
   Основные работы экспедиция вела в бухте Находка, а рекогносцировочные - на северном берегу залива Америка, в устье реки Сучан и в бухтах: Ченьювай, Врангеля и Козьмина. Как рассказывает А. Баландин: «...Северный берег залива Америка был совершенно пустынным, в бухтах Ченьювай бродили одичавшие свиньи. На берегу бухты Врангеля был небольшой причал на сваях и небольшой посёлок. В бухте Козьмина - несколько домиков, здесь жили работники рыболовецкого хозяйства, занимающиеся выловом и засолкой дальневосточной сельди-иваси. Рыбаки снабжали нас этой вкусной рыбой бесплатно, а в консервированном виде мы приобретали её на рыбокомбинате «Тафуин» по 10-15 копеек за банку. Овощи тоже стоили дёшево - за мешок огурцов платили 1 руб., а по воскресеньям ездили в село Голубовку, где, уплатив хозяйке огорода по 1 руб. с человека, получали право есть клубнику с грядки до насыщения. Вдоль ручьёв росли гущи орешника - собрать мешок орехов, не сходя с места, не представляло никакого труда и не требовало много времени...».
   Экспедиция выполнила полный комплекс изысканий за лето. Кроме того, были проведены гидрологические наблюдения на реке Сучан от устья до дер. Владимиро-Александровское.
   После возвращения экспедиции во Владивосток УПИТО было преобразовано в проектно-изыскательский сектор Дальводстроя, а к 1939 году вошло в состав Дальневосточного пароходства. За время с 1931 по 1939 год проектировщики проектно-изыскательской конторы разработали ряд проектов, в том числе «Проект порта БИС», авторами которого были Н. Баландин и М. Курасевич. Именно по предложениям проектно-изыскательской конторы ДВ пароходства территория и акватория бухты Находка распределялись между тремя главными ведомствами: Наркоматом Морфлота, НКВД «Дальстрой» и Наркоматом рыбной промышленности. Окончательно проект торгового порта был утверждён в 1941 году.
   Конец тридцатых был знаменательным и тем, что в южной части бухты Находка велось интенсивное строительство, осваивались удобные низменные части побережья в Малой (р-он Рыбпорта) и Большой падях (р-он ПСРЗ) так называемым Рыбстроем.
   Из приказа по Народному комиссариату пищевой промышленности СССР от 23 июля 1938 г.: «...назначить главным инженером «Владивостокпищестроя» тов. Филиппова В.В., освободив его от исполнения обязанностей начальника строительства Ворошиловградского мясокомбината...».
   Программа треста «Владивостокпищестрой» была обширной: предстояло построить ремонтный завод для рыболовецких судов в б\х Диомид, санаторий рыбпрома на Седанке, холодильники в г. Ворошилове (г. Уссурийск), пантокринный завод в б\х Витязь... Но самым крупным объектом было строительство нового рыбного порта и жилья в бухте Находка.
   Экспедиция В. Филиппова провела большую изыскательскую работу и о всех делах по освоению бухты было доложено в докладе наркому рыбной промышленности П. Жемчужине. Реакция последовала незамедлительно: для Рыбстроя был выделен военно-строительный полк под командованием майора Симакова, прибыли младшие специалисты и несколько сот вольнонаёмных рабочих. Начали поступать строительные материалы и техника. Уже через два месяца были возведены временные сооружения, сборные и рубленые дома для строителей. В бухте Ченьювай, находившейся за перевалом, организовали спортивный комплекс. Так был забит символический «первый кол», положивший начало рождению Рыбного порта. Все наземные сооружения вёл Рыбстрой, а причалы - Дальстрой.