Болтин Александр Арсентьевич

   Род Болтиных в истории России числился среди заметных дворян, нередко награждаемых и поощряемых государями за заслуги. У его истоков был тюркский князь: в середине XIV века при Иване Калите или Симеоне он из Золотой Орды перешёл на службу к московским государям, принял православие, наречён был Георгием и женился на русской. Родившегося сына назвали Михаилом, который получил прозвище Болт (в основе имени, бытовавшем тогда и на Руси, видимо, тюркское слово balta – «топор»). А уже внук Георгия, Матвей, первым стал писаться в документах как Болтин Матвей Михайлович. С него и пошла фамилия. В шестом колене Болтины служили Ивану Грозному. За шесть с половиной веков их генеалогическое древо разрослось, кроме московской появились и обособились псковская, нижегородская и иные ветви рода. Болтины давали России толковых воевод, дипломатов и администраторов, один в 1611 году Козьмой Мининым был отправлен к князю Дмитрию Пожарскому – призвать того возглавить народное ополчение. Болтин Иван Никитич (1735-1792) известен как исторический критик и исследователь, близкий сподвижник князя Потёмкина, чьё мнение ценила императрица Екатерина Вторая. Одна из женщин рода Болтиных стала женой знаменитого своим писательством губернатора М.С. Салтыкова-Щедрина. Пушкинское имение Болдино когда-то находилось во владении Болтиных, и даже нынешняя правительственная резиденция Архангельское однажды являлась собственностью Сидора Болтина, приближённого ещё к Михаилу Романову – при нём дворянин был и грозой польской шляхты, и придворным, и посланником в Литве, и даже в Тобольске воеводствовал.
   Исследователь Японского моря капитан 1 ранга Александр Арсентьевич Болтин родился 13 августа 1832 года в с.Георгиевском Холмского уезда Псковской губернии в семье помещика. Детские годы Александр Болтин провел на Псковщине в Демьянском уезде, где впоследствии имел около 200 десятин земли с лесными угодьями. Крестным его был отставной флотский капитан Михаил Иванович Кутузов-Голенищев. Очевидно, он и повлиял на выбор профессии флотского офицера.
   Как дворянский сын юный Болтин имел право на поступление в казенное учебное заведение. Об этом в 1841 г. ходатайствовала и его мать Евлампия Михайловна, к тому времени уже вдова. Окончив Морской кадетский корпус, 17-летний Александр Болтин в конце 1849 года поступил юнкером на Балтийский флот, где более двух с половиной лет набирался в плаваниях опыта, 8 апреля 1851-го произведён в мичманы, а 25 сентября 1852 г. назначен в плавание на фрегат «Паллада», перешёл на Дальний Восток и в 1854 году участвовал в гидрографических работах у восточного побережья Кореи. Там с пользой проявились его способности к рисованию. Болтин делал рисунки новых берегов, помогал в составлении штурманских карт, приборных и глазомерных съёмок береговых линий. В том плавании один из мысов Корейского полуострова был назван в его честь – мыс Болтина (ныне Мусудан).
   Со 2 августа по 16 октября 1854 года мичман служил в Амурском лимане на фрегате «Диана», 1 ноября произведён в лейтенанты, 9 февраля 1855-го – в капитан-лейтенанты (через 4 месяца! Похоже, на такое продвижение повлияло военное время, а то и личные заслуги молодого человека), 12 апреля назначен старшим офицером на фрегат «Аврора», с 25 июня по 10 июля 1856 года находился при постройке береговых батарей у Николаевского поста. Затем, командуя транспортом «Иртыш», плавал в Охотском море. В 1857-м командовал пароходом «Амур», а 8 августа 1858-го назначен командиром пароходокорвета «Америка» и больше года ходил на нём по Амуру. Старшим офицером корабля был опытный штурман, лейтенант Пётр Леонтьевич Овсянкин 1824 года рождения. Ещё с начала 50-х он служил в Петропавловске-Камчатском, Ново-Архангельске, плавал по портам Восточного океана, в 1854-55 годах участвовал в эвакуации отважного Петропавловского гарнизона, в боевых делах против отряда английских кораблей под Де-Кастри, вёл ледовую разведку в Охотском море.
   В то время корвет «Америка» считался самым быстроходным в Сибирской флотилии, был спущен на воду в 1856 году в Нью-Йорке на судостроительной верфи Уэбба по заказу командира портов Восточного океана П.В. Казакевича. Корвет имел дубовый корпус и водоизмещение 544 т, длину 50,3, ширину – 8,6 метра,мощность паровой машины – 140 л.с., был вооружён 8 орудиями. С именем этого корабля связан ряд заметных событий в истории освоения Приморья.
   В 1857 году экипаж «Америки», идя в Тяньцзинь под флагом вице-адмирала Е.В. Путятина, открыл залив св. Владимира, описал залив св. Ольги, составил «Карту корейского архипелага с путями п/к «Америка», а в 1858 г., возвращаясь из Китая, провёл рекогносцировку Амурского залива, обследовал устье реки Суйфун и прошёл через пролив Босфор-Восточный. С 7 июня по 24 августа 1859 г. пароходокорвет «Америка» под командованием А.А. Болтина совершил экспедиционное плавание под флагом генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьёва-Амурского от залива Де-Кастри в Хакодате с обходом южных берегов Приморья. Вечером 17 июня был открыт залив Америка, 18 июня – бухта Находка, и в тот же день корабль был уже в Босфоре-Восточном. В июле 1860г. с контр-адмиралом П.В. Казакевичем «Америка» вновь ходила в Хакодате.
   Впрочем, Александр Арсентьевич с 17 ноября 1959 года был направлен курьером в Санкт-Петербург, откуда возвратился 18 декабря 1861 г. уже семейным человеком, женившись на Александре Геблер, дочери иркутского надворного советника. В 1860 году у них родился сын Владимир, в 1862 – Арсений, в тот же год командир «Америки» получил звание капитана 2 ранга. Ещё четыре года «Америка» под началом Болтина совершала плавания в Амурском лимане и устье Амура, у берегов Японии и Китая, снабжала военные посты, перевозила грузы, команды и должностных лиц, вела буксировочные и лоцмейстерские, гидрографические работы. В капитаны 1 ранга Болтин был произведён 27 марта 1866 года, а в октябре убыл в столицу, где зачислен был во Второй флотский экипаж. В марте 1870-го по болезни был уволен со службы и поселился в Одессе. Стал капитаном парохода «Аксай» в Русском обществе пароходства и торговли (РОПИТ), плавал в Средиземном море, но 21 октября 1875 года судно потерпело крушение у берегов Сицилии. Хотя вины капитана не было, море пришлось оставить, и Болтин занялся любимым делом – рисованием и живописью. В 1885 году он создал картину «Пароход Америка», которую в 1899 году передал в Военно-морской музей в Санкт-Петербурге. В 1890 году с картиной «Крейсер «Память Меркурия» принимал участие в первой выставке Общества южнорусских художников. Свои картины и графические наброски отставной капитан посвящал и шхуне «Восток», и бригу «Улисс», но чаще всего ностальгическая кисть его отображала пароходокорвет «Америка», на котором он прослужил капитаном семь лет.
   Последние годы жизни Александр Арсентьевич служил в Одесской пожарной бригаде (1889 — 1898 г.). Примечательно, что судьба корабля отчасти напоминает жизненный путь капитана: с 20 июля 1876 г. пароход «Америка» стал брандвахтенным (т.е. пожарным) судном во Владивостокском порту. В конце декабря 1883 года он был исключён из списков флота и 5 августа 1884 года продан с торгов.    Александр Арсентьевич Болтин был награждён орденами св. Станислава 2-й степени(1861 г.) и Св. Анны 2-й степени (1864 г.). Умер в Одессе 24 апреля 1901 года.