5-я морская бригада подводных лодок в г. Находка

   История Тихоокеанского военного флота складывалась и продолжает складываться из историй больших и малых военных подразделений - дивизионов, бригад, флотилий и даже отдельных кораблей. При этом часто оказывается, что невозможно отделить историю создания воинского подразделения от истории населенного пункта, где оно находилось.
   В 30-е годы XX века поселок Находка развивался и обустраивался прежде всего как опорный пункт охраны советской границы. Оборонительные сооружения и воинские подразделения, размещенные на этой территории, входили в общую систему обороны юга Приморья и залива Петра Великого. Одним из таких подразделений и являлся сводный отряд подводного плавания с базированием на бухту находка. Затем он стал называться 5-й морской бригадой.
   14 ноября 1934 г. РВС МСДВ был отдан приказ № 004 формировании сводного отряда подводного плавания. В некоторых источниках он известен под другим названием - 5 морская бригада подводных лодок (БПЛ). В её состав входили дивизион 1 БПЛ и полудивизион 3 БПЛ. Местом базирования была избрана бухта Находка. Для обеспечения боевой подготовки отряду выделили плавбазу «Саратов», водолазную партию ЭПРОН и тральщик «Гагра». Командиром сводного отряда был назначен Г. Н. Холостяков.
   В своих мемуарах Георгий Никитович не пишет названия бухты, но по его описанию можно догадаться, что имеется в виду именно бухта Находка: «Мало кто успел побывать в тех местах до нас. Известно было, что и бухту, и просторный залив, в который она выходит, не нанесенные до того ни на какие карты, открыл в прошлом столетии экипаж русского военного пароходокорвета. Бухта, защищенная от ветров, явилась тогда для моряков счастливой находкой - они укрылись в ней от жестокого шторма. С тех пор бухтой пользовались лишь рыбаки, но их жило тут немного. Склоны спускающихся к морю сопок покрывала дремучая тайга. Место было глухим, почти безлюдным. И вышло так, что строителями первого здесь каменного здания, первой бани, даже первого родильного дома и еще многого другого стали тихоокеанские подводники».
   А начиналось это так. Декабрьским утром 1934 года в пустынную бухту, к которой почти вплотную подступала тайга, вошел «Саратов». Ошвартоваться было негде, и плавбаза отдала якорь посреди бухты. На берегу виднелось несколько деревянных домиков да засолочные чаны - поселок и заготовительный пункт Дальрыбтреста.
   Г.Н. Холостяков вместе с командиром «Саратова» М. М. Резником отправились на катере на разведку. Рыбаки показали место, где глубина позволяла подвести плавбазу к отвесному берегу. Боцманская команда соорудила из смолистых лиственниц массивный трап. Еще до того, как стемнело, можно было сойти с кормы «Саратова» прямо на скалы и мерзлую землю. У бортов плавбазы встали пришедшие вслед за нею подводные лодки... «Новоселье было трудным. Ни причалов, ни берегового жилья, ни электростанции, ни мастерских... Да что мастерские! Недоставало тут даже пресной воды».
   Источник, которым пользовались рыбаки, не мог обеспечить и подводников. А мутная вода в устье ближайшей реки для питья не годилась. Чистая вода, привезённая в цистернах «Саратова», иссякла быстро. Поэтому маленький тральщик «Ара» пришлось отправить за водой в одну из соседних бухт. А тем временем в разных местах копали землю, добираясь до водоносных слоев. Вода, которую качали насосы, была мутной, отдавала болотом. Убедившись, что более чистой близко нет, лодочные инженер-механики стали конструировать песочно-угольные фильтры и получили все-таки воду.
   Строительные работы на берегу постепенно приняли широкий размах. Сооружение главных объектов - мастерских, зарядной станции, казарм и причалов - было поручено военно-строительной организации, но мало где обходилось без участия экипажей подводных лодок и «Саратова» (Холостяков Г.Н. Вечный огонь. – М.: Воениздат, 1976. – С.75-76.)
   Прибывали новые «щуки», а на «Саратове» не оставалось уже свободных кубриков. Нескольким экипажам пришлось до весны жить на своих лодках, а затем перебираться в палатки. А личный состав первых подразделений береговой базы в палатках и зимовал.
   Стараниями моряков-подводников в бухте появились пирс (по сведениям старожилов, он располагался на месте нынешних причалов ЖБФ) и военный городок, в котором были построены офицерские дома, казармы для рядового состава, мастерские, клуб, баня. Ранней весной началось строительство стадиона, а уже в мае спортивная площадка была готова и через месяц состоялась бригадная спартакиада. С прибытием офицерских семей появились родильный дом и школа. До сих пор на ул. Макарова, в районе нефтебазы стоят несколько домов, построенных матросами-подводниками.
   Еще два дома до сих пор сохранились на остановке «Лесная», на одном из них под козырьком подъезда когда-то была надпись «1934 г.». Роддом находился на мысе Астафьева, здание до сих пор существует, в том же районе была и начальная 4-классная школа в деревянном доме.
   Но все-таки главным делом подводников оставалась боевая подготовка. Несмотря на сложные условия и сильнейшие зимние шторма, подводные лодки (в том числе и прибывшие в феврале три лодки типа «М») успешно выходили в дозор. В бригаде утвердился порядок: вернувшись с моря, лодка немедленно пополняет запасы продовольствия, топлива, воды, сжатого воздуха, заряжает батарею. Только после того, как корабль снова готов к походу, команда отправляется отдыхать. В войну это узаконили во всех флотах, а для подводников бригады стало привычным еще в мирное время.
   В конце 1935 г. стало известно, что тихоокеанцы вышли на первое место в морских силах по основным показателям боевой и политической подготовки. Советское правительство наградило большую группу командиров, политработников, краснофлотцев орденами. В числе многих орден Ленина получили Холостяков Г.Н., Заостровцев А.Т., Египко Н.П. и многие другие.
   В это же время командир 5-й морской бригады Г.Н. Холостяков выступил инициатором испытания подводных лодок на более длительное пребывание их в море (при сохранении полной боевой готовности), это было предусмотрено при проектировании и определено соответствующими положениями. Первым такое. испытание прошел экипаж ПЛ «Щ-117». В течение 40 суток подводная лодка под командованием Н. П. Египко находилась в открытом море без пополнения запасов продовольствия и пресной воды. Плавание проходило в сложных зимних условиях, но все задачи, стоявшие перед кораблем, были выполнены блестяще. В частности, подводники провели испытание на максимальное пребывание под водой без регенерации воздуха. Здесь уместным будет заметить, что моряки при этом жили в тесноте внутренних отсеков подводной лодки, когда отдельное спальное место было только у командира, а остальные спали по очереди - один стоит вахту, а другой отдыхает. Спальные места располагались на торпедных аппаратах.
   За высокие показатели в боевой и политической подготовке, отличное выполнение задания командования и проявленную при этом отвагу и выдержку Постановлением ЦИК Союза ССР от 3 апреля 1936 г. командир и военком «Щ-117» были награждены орденом Красной Звезды, а остальные члены экипажа - орденом «Знак Почета». «Щ-117» стала первым в истории советского Военно-Морского Флота кораблем с полностью орденоносным экипажем.
   После «Щ-117» автономное плавание совершила «Щ-122» под командованием А.В. Бука, а затем «Щ-123» (командир - И.М. Зайдулин). Эти корабли перекрыли основные показатели, достигнутые во время плавания «Щ-117». Советское правительство высоко оценило достижения экипажей «Щ-122» и «Щ-123». К концу июля 1936 г. в бригаде капитана 2-го ранга Г.Н. Холостякова стало уже три орденоносных экипажа.
   Район плавания подводных лодок теперь уже не ограничивался акваториями баз и Японским морем, он включал теперь воды Охотского и Берингова морей. В августе-сентябре 1936 г. большое совместное учебное плавание совершили пять подводных лодок и плавбаза «Саратов» под общим командованием Холостякова. Тысячи миль прошли эти корабли, отрабатывая торпедные атаки, артиллерийские стрельбы и другие боевые задачи. Впервые в истории советские подводные лодки посетили Охотск, Магадан, Оху, залив Байкал, высаживались на о. Удд в Сахалинском заливе, где закончил свой знаменитый беспосадочный перелет Москва-Камчатка выдающийся советский летчик В.П. Чкалов. На месте посадки самолета моряки установили железный знак с памятной надписью.
   Пункт базирования Тихоокеанского флота СССР на территории Приморского края в бухте Находка действовал с 1934 по 1962 годы.
   База включала 4-ю, 125-ю и 171-ю бригады дизельных подводных лодок, подразделение торпедных катеров.
   Подводные лодки в составе 4-й бригады: Щ-107 «Сиг», Щ-108 «Форель», Щ-110 «Язь», Щ-115 «Скат», Щ-121 «Зубатка», Щ-122 «Сайда», Щ-123 «Угорь», Щ-124 «Палтус», Щ-125 «Палтус», Щ-126, Щ-127, Щ-128, Щ-129, Щ-130, Щ-131, Щ-132, Щ-133. Бригада была переведена на Камчатку в 1954 году.
   125-я бригада расформирована в 1951 году. 171-я бригада в 1962 году передислоцирована в Магадан.