Находка в 40-е годы

   19 октября 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР издаёт секретное постановление «О перебазировании судоремонтного завода из Владивостока в бухту Находка».
   Такова была историческая реальность основания на берегах бухты Находка индустриально-транспортного города. Однако Великая Отечественная война отнесла осуществление намеченного на долгие годы.
   9 СЕНТЯБРЯ 1944 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР за счёт разукрупнения Будёновского района был образован Находкинский район с центром в одноименном рабочем посёлке. В состав района вошли п. Ливадия, сельские Советы — Павловский, Поворотненский, Тангоузский, территория рыбокомбината им. И. Сталина (пос. Тихангоу, ныне — Приисковый).
   Для подготовки и воспитания квалифицированных кадров, моряков-рыбаков, приказом по НКРП СССР за № 146 от 26 февраля 1944г., введен на судах Наркомрыбпрома СССР и Союзных республик институт юнг.Морская рыбопромысловая школа юнг в бухте Находка организована по приказу № 444 от 14 ноября 1944 г. «Главвостокрыбпрома».
   30 декабря 1944 г. состоялась 1-я сессия районного Совета депутатов трудящихся (первого созыва), на которой были образованы исполнительный комитет, его отделы и депутатские комиссии. Председателем исполкома была избрана А.Ф. Иванова, заместителями - И.Е. Войханский и М.И. Плясов, секретарём - В.А. Поляков. В состав районного Совета было избрано 26 депутатов. 5 июля 1945 г. Государственный Комитет Обороны принимает решение о проведении новых подготовительных работ по проектированию в бухте Находка морского рыбного порта и выделяет на эти цели 2 миллиона рублей. Согласно новому проектному заданию в составе рыбного порта должны быть жестянобаночная фабрика, бондарный завод, завод медицинского жира и цех исправления дефектов рыботоваров, запланировано строительство посёлка Рыбак на 1000 постоянных и 5000 временных жителей.
   В сентябре 1945 года временно закрывается существующий лагерь заключённых в районе рыбного порта, контингент переводится в другие зоны, а бараки лагеря заселяются военнопленными японцами. Лагеря японских военнопленных располагались в районе озера Солёного, пади Ободной, автовокзала, жилого микрорайона рыбпорта.
   К 1946 году в основном заканчивается корректировка планов строительства: утверждается поэтапный ввод в эксплуатацию причалов, признаётся целесообразным возведение судоремонтного завода (завод №4, впоследствии - НСРЗ), посёлка моряков, рассчитанного на 20,0 тысяч жителей. В 1946 году были сданы в эксплуатацию первые 100 метров (1/2 проектной длины) причала №8 и уже на следующий год в порт зашло первое иностранное судно - датский пароход «Грета Мерск», доставивший оборудование для продолжения строительства порта.
   В 1946 году лагерная зона, отведённая для заселения военнопленными японцами в районе рыбного порта (ул. Верхнепортовая) вновь восстанавливается для отбывания наказания советскими гражданами. В ней располагались лагерь №11 - строгого режима, лагерь №13 - общего режима, заключённые которых использовались на самых тяжёлых работах при возведении портовых причалов и сооружений. 24 июля 1946 года в подлагпункте №8 на мысе Астафьева произошла страшная трагедия - взрыв парохода «Дальстрой».
   Постановлением правительства в 1947 г. был утверждён перечень строительства основных объектов в бухте Находка, разработана генеральная схема размещения объектов на побережье. Однако накануне утверждения документа, подготовленного техническим советом Министерства морского флота, последовало указание заместителя Председателя Совета Министров СССР Л.П. Берия - «...учесть в генеральной схеме складскую площадь в размере 6,0 тысяч квадратных метров для грузов Главсевморпути». В итоге была выделена площадка на северном берегу залива Америка в районе станции Каменка (Бархатная).
   В 1947 году в Находку стали прибывать репатрианты, которые временно зачислялись грузчиками в порты. Перевозка транзитных пассажиров продолжалась и после окончания Великой Отечественной войны, а 5 октября 1948 г. в рабочем посёлке Находка была открыта школа для детей транзитных пассажиров.
   Приказами министра Морского флота П.А. Ширшова №203 от 21 июня 1947 г. и №482 от 29 декабря 1947 г. владивостокские торговый и рыбный порты переносятся из краевого центра в бухту Находка.
   21 июня 1947 г. во исполнении постановления Совета Министров СССР принимается решение организовать в бухте Находка порт 2-го разряда. Начало сооружения первого причала было отмечено мемориальной доской: «СССР. Приморский край. Находка. 15.06.1944 г. заложен торговый порт Наркомфлота». Официально его деятельность началась 1 октября 1947 г. А 1 августа 1947 г. на базе судоремонтных мастерских Тафуинского рыбокомбината был создан Гайдамакский судоремонтный завод, призванный обеспечить ремонт рыбопромыслового флота.
   Начиная с 1949 года строительство основных производственных и жилых сооружений вело Военно-строительное монтажное управление №7 (ВСМУ), объединяющее несколько УНР (управление начальника работ): УНР-285 (начальник - Иван Дмитриевич Прихода, впоследствии Герой Социалистического Труда) строило рыбный порт, жестяно-баночную фабрику, затем - Приморский судоремонтный завод; УНР-259 (начальник - Бизяев Ефим Степанович) возводило объекты морского торгового порта, жилые дома на пади Ободной, в районе Транзитки и на Пятачке (ул. Московская, позднее - Ленинская); УНР-367 (начальник - Камышанов Иван Михайлович) специализировалось на прокладке сетей и коммуникаций.
   К концу года ВСМУ-7 было преобразовано в строительный трест №7 Министерства строительства, а позднее - в трест «Дальморгидрострой» Министерства транспортного строительства.
   В середине 1949 г. в Находке стали осуществляться первые государственные пассажирские перевозки на переоборудованных грузовых автомашинах по двум маршрутам: РИК (районный исполнительный комитет, нынешняя Центральная площадь) - Рыбстрой (трест «Рыбстрой», нынешняя остановка «Арсеньева») с остановками «Пятачок» (Ленинская), стоимость проезда - 70 коп., «44-й участок» (Заводская) - 1 руб., «3-й участок» (Гагарина) - 2 руб., «Рыбстрой» (Арсеньева)- 2,5 руб. Второй маршрут был РИК - автобаза ДС (автобаза Дальстроя НКВД) с остановками «Каменка» (Бархатная) - 50 коп., автобаза (автобаза треста ДМГС) - 2,5 руб.
   В 1949 году на мысе Шефнера открылся первый кинотеатр строителей, который быстро стал культурным центром для всех жителей.
   Осенью 1949 г. на родину стали возвращаться первые группы японских военнопленных. В Находке в тот период существовал лишь один пассажирский причал - старенькие полузатопленный японский пароход, стоявший кормой к берегу, именно сюда швартовался пароход «Такасого Маару» с белым крестом на борту. В апреле 1950 года он увез последних японских военнопленных, оставив на находкинской земле дома, причалы, производственные помещения и кладбища, на которых покоился прах 573 человек.